Классификация музыкальных инструментов


     В различные времена, и в различных культурах, использовались различные схемы классификации музыкальных инструментов. Обычная система классификации, используемая на западе, сегодня делит инструменты на струнные, духовые и ударные. Но были изобретены и другие системы, да и некоторые культуры используют свои схемы.

     Самая старая известная схема классификации инструментов - китайская и датируется 4-м столетием до н.э. Эта система группирует инструменты согласно тому, из чего они сделаны. Все инструменты, сделанные из камня находятся в одной группе, все сделанные из дерева в другой, сделанные из шелка находятся в третьей и так далее.

     Но чаще инструменты классифицируются согласно тому, каким образом они производят звуки. Система, используемая на западе сегодня, делит инструменты на духовые, струнные и ударные, и имеет греческое происхождение. Схема была позже расширена Мартином Агриколой, который отличал щипковые струнные инструменты, такие как гитара, смычковые струнные инструменты, такие как скрипки. Классические музыканты сегодня не всегда поддерживают это разделение, хотя щипковые струнные сгруппированы отдельно от смычковых в нотах. Есть различие, сделанное между духовыми инструментами, - инструменты с мундштуком (деревянные духовые инструменты) и духовые инструменты, где воздух приводится в движение непосредственно губами (медные духовые инструменты).

     Есть, однако, проблемы с этой системой. Некоторые редкие и незападные инструменты часто не имеют места в этой классификации. Серпент, например, - старый инструмент, редко встречающийся в настоящее время, должен классифицироваться, как медный духовой инструмент, поскольку поток воздуха приводится в движение губами. Однако, он больше походит на деревянный духовой инструмент - имеет отверстия для пальцев, чтобы управлять высотой тона, а не клапаны, как в медных.

     Существуют также проблемы с классификацией определенных клавишных инструментов. Например, фортепьяно имеет струны, но по ним бьют молоточки, таким образом, не ясно, должно ли оно быть классифицировано, как струнный инструмент или как ударный. Поэтому клавишные инструменты часто определяются в свою отдельную категорию, включая все инструменты, у которых есть клавиатура, с ударами по струнам (как фортепьяно), с щипками струн (как клавесин) или вообще без струн (как челеста). Можно сказать, что с этими дополнительными категориями, классическая система классификации инструментов меньше сосредотачивается на фундаментальной основе методов воспроизведения звука инструментами, а больше на технике их извлечения.

     Древняя система индийского происхождения, датируемая по крайней мере первым столетием до н.э, делит инструменты на четыре главных классификационных группы: инструменты, где звук воспроизводится вибрацией струн; инструменты, где звук воспроизводится вибрирующими трубами воздуха; ударные инструменты, сделанные из дерева или металла; и ударные инструменты с рабочей поверхностью из кожи, или барабаны. Виктор-Чарльз Махиллон позже принял систему, подобную этой. Он был хранителем коллекции музыкальных инструментов консерватории в Брюсселе, и для каталога коллекции разделил инструменты на четыре группы: струнные, духовые, барабаны и другие ударные. Эта схема была позже поднята Эрихом фон Хорнбостелем и Куртом Сачсом, который издал обширную новую схему классификации в «Zeitschrift fur Ethnologie» в 1914 году. Их схема широко используется сегодня, и чаще известна как система «Sachs-Hornbostel».