Steinway представляет свой «новый» дизайн пианино


В свои 70 лет пианист и дирижер Даниэль Баренбойм продолжает привлекать внимание не только своим графиком выступлений, но и своими взглядами на глобальные проблемы. Он находится в Лондоне, чтобы исполнить цикл фортепианных сонат Шуберта в серии из четырех сольных концертов на перепроектированном фортепиано, созданном специально для него.

Струны идут параллельно

Новое пианино было выпущено на пресс-конференции перед первым его концертом Шуберта. Хотя он носит его имя, оно было построено в соответствии со спецификациями производителя инструментов Крисом Мэном при поддержке Steinway. Пианино вызывает два вопроса: действительно ли это новый дизайн и успешен ли он? Ответ на первый вопрос - нет. Основное различие между дизайном Баренбойма и большинством традиционных современных роялей заключается в том, что струны идут параллельно - иными словами, они не пересекаются друг с другом. Так называемые «прямолинейные» пианино были распространены в 19 веке: они были разработаны в 1820–30-х годах такими производителями, как Broadwood в Лондоне, Erard в Париже и Hoxa в Вене. В 1859 году Steinway запатентовал поперечную конструкцию, и именно она сохранилась в современных роялях. Пианино Баренбойма основано на инструменте, принадлежащем Францу Листу, который сохранился в Сиене. Второй вопрос более сложный - Баренбойм явно считает, что новый инструмент успешен. Он заявил, что он обеспечивает более четкое звучание и что в нем мало гомогенной смеси, характерной для большинства современных фортепиано: «Пианист должен создать смесь, и мне это нравится».

Как это звучит?

Будет ли средний слушатель осознавать разницу? Возможно, если они слушают много фортепианной музыки. Чистота звучания, безусловно, заметна, особенно в нижнем и среднем регистрах, но многие из зрителей на первом концерте отметили отсутствие резонанса, который мы ожидаем от современного пианино. Восприятие тембра является сложным и очень чувствительным к культурному влиянию, поэтому маловероятно, что истинный консенсус появится. Баренбойм всегда отвергал понятие инструментов периода и, создавая новое фортепиано, основанное на идеях 19-го века, он рискует оттолкнуть аудиторию. Тем не менее, больше разнообразия в мире фортепиано освежает. Steinway доминирует в концертных залах и делает это в течение большей части последних 100 лет; Еще в начале 19-го века между производителями пианино было больше конкуренции (и действительно, у многих были свои собственные залы, такие как Зал Бехштейна в Лондоне и Зал Плейель в Париже). Учитывая коммерческое доминирование Steinway и относительно небольшой рынок таких инструментов, маловероятно, что пианино Баренбойма когда-нибудь станет коммерческим успехом; это скорее будет искра в истории производства пианино. В конечном счете, пианино - это зверь 19-го века, который выжил в 21-м веке, но находится под угрозой из-за технологий и массовой культуры. За последние десятилетия было написано несколько произведений для инструмента, которые действительно завоевали популярность.