Тайное общество кобзарства


Кобзарство считалось скрытным сообществом. Образ кобзаря, в общей сложности, был однотипным. Это мужчина с густой сединой на голове (или оселедцем), усатый, чаще всего слепой. Он имел изношенную одежду и, обязательно, кобзу. Кобзари жили много лет назад, в начале 20 в. часто путешествовали по городам и сёлам, преподавая музыку. Некоторые из них даже получали звание народных артистов. В своих произведениях они пересказывали истории давно минувших дней, повествовали о героях восстаний и передавали обществу современные проблемы. Их песни назывались думами, так как были призваны пробудить в народе искру справедливости.

История кобзарства

Нельзя отнести кобзарство, как уникальное явление, только к украинской культуре. Это сообщество оставило неизгладимый след и в мировой культуре. Историки утверждают, что впервые кобзари появились во времена Киевской Руси. По мнению историка Г. Хоткевича, предшественником музыкантов-путешественников был вещий Боян, которого именовали «Соловьём старого времени».

Поскольку сообщество кобзарей по большей части состояло из незрячих людей, оно получилось закрытым, но очень дружелюбным внутри. Некоторые соотносили такое сообщество с некой тайною. Возможно потому, что кобзари общались на своём тайном, лебийском языке, и даже имели свой традиционный танец — лебийскую скакому. А возможно было это сообщество тайным и потому, что кобзари любили собираться в тёмное время суток, чтобы посторонние не узнали об их кодексе и традициях.

Также между кобзарями «ходили» свои книги, которые передавались друг другу в устной форме, что породило название «Устинские книги» (собрано 12 томов). Они содержали и правила поведения кобзарей, и технику игры на кобзе, изучение песен и народных дум, а также, как вести себя перед народом и братством.

Непокорные любители свободы

Кобзари ассоциировались с любителями свободы, так как все их песни были направлены на пробуждение национального самосознания. Не удивительно, что кобзарство и власть стали несовместимыми вещами. Особое притеснение на кобзарей началось в 30-е гг. В это же время происходит Харьковский съезд кобзарей, по окончании которого безвести пропадает несколько сотен «путешественников».

Одна из версий гласит, что музыкантов расстреляли в районе пос. Казачья Лопань, а другая, что кобзарей отправили в ссылку. Как бы там ни было, но в первой столице след кобзарей обрывается. Таким образом, власть имущие расправлялись с теми музыкантами, кто не поддавался «перековыванию». А музыканты с «нужным» репертуаром получали разные привилегии.

Одним из ярких примеров тяжкой жизни кобзарей во время советского правления, является жизнь знаменитого кобзаря начала 20 в. И. Кучугуры-Кучеренко. Музыкальное дело он осваивал 18 лет, после чего даже был удостоен звания народного артиста УРСР. Но в 1937 г. его начинают обвинять в контрреволюционной деятельности и расстреливают. Кстати, кобзарь свои антисоветские взгляды не скрывал.