Русский рог

Все началось с барской забавы — охоты. В парфорсных (псовых) охотах в России издревле применялись охотничьи рога. В 1751 году директору императорских театров графу С.К. Нарышкину пришла в голову идея: почему бы не создать из них роговой оркестр? Но обычные охотничьи рога издавали малоприятный рев, подходящий для полей и лесов, но никак не для исполнения в концертных залах. Эти охотничьи инструменты имели одинаковую форму и одинаковый звук. Когда на охоте егеря дули сообща в свои рога, то получался сильный ревущий звук, распугивавший дичь.

По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие — больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым — играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.

Источник - musicalinstrument.ru