Клавишно-струнный инструмент: вёрджинел

Клавишно-струнный инструмент вёрджинел являлся одним из популярных музыкальных инструментов для женщин. Возможно, именно поэтому он и получил такое название (от лат. virgo — женщина), хотя существует мнение, что называние, исходя из того же латинского, обозначает палочку. Этот же термин virgnla является собирательным для всех струнных и клавишных инструментов, которые имеют крыловидную и прямоугольную форму.

Вёрджинел

Вёрджинел можно отнести к роду небольшого по размерам клавесина, а по манере звучания его можно назвать предшественником фортепиано. Чаще всего встречались прямоугольные вёрджинелы, которые не имели ножек. Также они обладали одним мануалом. На каждый звук приходилась одна струна; все струны располагались по диагонали слева на право. Поскольку инструмент был популярен среди дам, он отличался красивыми украшениями в виде живописи и обильной инкрустации.

Диапазон звучание не превышал 4х октав. Чтобы играть на таком инструменте, его ставили на стол, так как он не имел ножек. Звучал вёрджинел слабо, если его сравнивать с клавесинном, но намного громче по сравнению со спинетом.

Виды вёрджинела

Вёрджинел изготавливался в двух видах. Самый распространённый предполагал наличие клавиатуры справа от центра корпуса, обращённого к исполнителю. В этом случае струны защипывались к середине, что делало звук более глуховатым. Другой вид инструмента имел клавиатуру с левой стороны от центра, а струны, соответственно, защипывались поближе к краю для получения более серебристого и нежного звучания. Тембр музыки был мягким и немного приглушённым, напоминающим игру на арфе или лютне. Игра на этом инструменте осуществлялась за счёт нажатия клавиши и струны, которую цеплял специальный стержень из перьев ворон.

Производились и «двойные» вёрджинелы, которые состояли из двух однотипных инструментов, или двух инструментов, разных по размеру (меньший на одну октаву выше). С помощью такого инструмента можно играть, как и одному, так и в четыре руки.

Вёрджинел в расцвете сил

16-17 вв. были для вёрджинела пиком популярности, особенно это касалось Нидерландов. А вот в Англии он был популярным домашним инструментом. Популярность вёрджинела была настолько высока, что под него было создано много музыкальной литературы. На фоне этой музыки возник прочный фундамент для клавесина.

Но настоящий золотой век для вёрджинела пришёл во время елизаветинской эпохи, так как королева Елизавета I обожала музицировать на этом инструменте. Об этом упоминает музыкальный историк Ч. Бёрни, который акцентирует своё внимание на превосходном музыкальном таланте королевы. В подтверждение этому являются свидетельства о том, что Елизавета могла с лёгкостью сыграть пьесы из «Вёрджинальной книги Фуциильяма», которые славились своей сложностью.

Веком позже вёрджинел обрёл популярность в Германии, где его прозвали комнатным клавиром для женщин и девиц.